Дополнительное образование педагоги могут получить по двум программам:
- Курсы повышения квалификации;
- Курсы профессиональной переподготовки.
Отличаются они направленностью, структурой и сроками освоения.
Критерии сравнения |
Программа дополнительного профобразования |
Повышение квалификации |
Профессиональная переподготовка |
Цель программы |
- Учитель совершенствует и (или) получает новую компетенцию, необходимую для его профессиональной деятельности.
- Педагог повышает профессиональный уровень в рамках уже имеющейся у него квалификации
|
Учитель приобретает компетенцию, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию
|
Особенности программы |
Обучает профессиональным компетенциям в рамках уже имеющейся квалификации. В результате обучения качественно меняются профессиональные навыки педагога |
Обучает новым квалификациям и связанным с ней видам профессиональной деятельности, трудовым функциям и (или) уровням квалификации.
Обучает компетенциям, подлежащим совершенствованию. В результате освоения программы формируется перечень новых компетенций |
Длительность курсов (минимум) |
16 часов |
250 часов |
Документ, который выдают после успешного освоения программы |
Удостоверение о повышении квалификации |
Диплом о профессиональной переподготовке |
Педагогу, который учится по дополнительной профессиональной программе и одновременно получал среднее профессиональное или высшее образование, документ о квалификации выдают вместе с дипломом об образовании (ч. 16 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ) |
На курсах учителя проходят профессиональное обучение.
Его основные цели:
- повысить уровень теоретических знаний педагогов, а также усовершенствовать практические навыки и умения;
- развивать профессиональную компетентность работников образования;
- сформировать устойчивые навыки рефлексии педагогического процесса и его результатов;
- сделать педагогическую деятельность каждого педагога системной и целостной.
При достижении всех перечисленных целей возможно выполнить требования по достижению высокого уровня качества современного образования.
Задачи повышения квалификации учителей:
- совершенствование педагогического мастерства с помощью внедрения передовых педагогических технологий и современных методик обучения;
- совершенствование профессиональных навыков с помощью освоения и внедрения последних достижений науки;
- создание условий для развития индивидуального подхода в рамках педагогической деятельности;
- активизация творческих способностей;
- удовлетворение потребностей в поиске новых знаний;
- освоение учителями информационно-коммуникационной техникой до уровня уверенного пользователя;
- обобщение и распространение полученного в процессе курсов педагогического опыта;
- апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм переподготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
- оказание научной и методической поддержки учителям, чтобы они могли в полной мере реализовать свои творческие замыслы.
Чтобы успешно учить детей, педагог должен обладать хорошими навыками и глубокими профессиональными знаниями. После окончания университета или колледжа педагог может забыть некоторые профессиональные моменты. К тому же, программа обучения в ВУЗе часто далека от современных требований в школе.
Программа повышения квалификации позволяет педагогу оставаться в курсе последних изменений, которые произошли в его профильной дисциплине. Поэтому передаваемые ученикам знания остаются актуальными.
На курсах педагог получает знания о:
- новых методических приёмах;
- методиках, применяемых коллегами в других учебных заведений.
Переподготовка полезна и важна не только молодым специалистам, но и работникам со стажем.
Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:
Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса.
Форма организованного стороннего профессионального обучения. При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:
Стажировки;
Краткосрочных курсов – до 72 часов;
Долгосрочных курсов – свыше 72 часов;
Дистанционных курсов, удаленного обучения;
Накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).
Стажировка носит практическую направленность. Она предполагает получение навыков применения теоретических знаний в определенных видах и направлениях деятельности, использования отечественного и мирового передового опыта, чтобы получить навыки работы по занимаемой должности. Продолжительность прохождения стажировки определяется организацией в зависимости от должности и целевого назначения обучения. Кроме того, стажировка может происходить при необходимости профессиональной переподготовки кадров. Это осуществляется при необходимости получения новой квалификации работником, знаний в другой области деятельности.
Различные курсы повышения квалификации нацелены на обучение по специализированным программам. Они могут быть разной временной продолжительности в зависимости от объема материала, предметной области, тематики и целей обучения.
Дистанционное обучение проводится организацией при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.
Накопительная система обучения состоит из комплекса учебных программ, которые выбираются работником самостоятельно по конкретному направлению повышения квалификации. Работник обязательно должен включить в состав своей программы обучения вариативный и два инвариативных раздела. Они включают в себя программы обучения, содержащие информацию о фундаментальных проблемах развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также информацию, касающуюся непосредственно глобальных проблем конкретного дисциплинарного направления обучения.